Главная » Статьи » социальная адаптация и поведенческие сложности |
Тайлер до крови грызет ногти. Самоповреждение – один из самых тревожных сигналов в поведении ребенка. Ни один родитель не может сохранять спокойствие, если его малышу больно, но что делать, если он сам причиняет себе боль? Самоповреждающее поведение (аутоагрессия) часто проявляется у людей с аутизмом, но само по себе оно не является симптомом данного расстройства, и совсем не обязательно должно его сопровождать. Самоповреждающее поведение нуждается в срочной и эффективной коррекции. Чем дольше сохраняется текущее положение вещей, тем сильнее закрепляется привычка к самоповреждению, которую с течением времени будет все сложнее искоренить. Специалисты в области прикладного поведенческого анализа обладают навыками, необходимыми для эффективной работы с самоповреждающим поведением и его коррекции. Собирайте данныеСамповреждающее поведение так пугает, что часто, в стремлении как можно скорее его прекратить, мы ставим карету впереди лошади, т.е. путаем причину и следствие. Но если вы начнете действовать до того, как поймете причину поведения, и то, что его вызвало, это может лишь ухудшить ситуацию – иногда существенно ухудшить. Пытаясь найти простое решение возникшей проблемы, вы рискуете спровоцировать возникновение еще большего количества сложностей. Учите альтернативному поведениюКак бы мы ни воспринимали самповреждающее поведение ребенка, оно имеет определенную функцию. Следовательно, вы должны научить его достигать аналогичных результатов менее травматичным способом. Подумайте, какое поведение будет более эффективным и позволит ребенку не обращаться к самоповреждению. Собранные данные помогут вам разобраться в том, какую функцию выполняет поведение вашего ребенка. Мешайте нежелательному поведениюЭто особенно помогает, если поведение направлено на получение сенсорной стимуляции. По сути, здесь ваша цель – сделать поведение менее приятным и привлекательным для ребенка. Помните Грейс, о которой я говорила в начале статьи, она выдирала себе волосы? Конечно, прежде всего, ее нужно было учить альтернативному поведению – занять ее руки чем-то, что даст схожие с выдиранием волос сенсорные ощущения. Но научить ее альтернативному поведению, вместо выдирания своих волос ( а ведь они у нее были всегда «под рукой», то есть на голове), мы смогли, изменив ощущения, которые она получала во время привычного занятия. Мы стали наносить на ее волосы гель и использовать при мытье волос кондиционер, текстура ее волос изменилось, и она быстрее начала отдавать предпочтение предложенному в качестве альтернативы сенсорному мячику. В других ситуациях можно например подложить подушку, когда ребенок бьется головой, намочить ему руки, чтобы кожу было сложнее обдирать, или нанести лак на ногти, если ребенок любит их грызть. Поощряйте отсутствие поведенияЭто помогает, если самоповреждающее поведение возникает часто. Используйте собранные данные, чтобы определить, какой самый короткий временной интервал разделяет два эпизода самоповреждающего поведения, и поощряйте ребенка, если он сможет удержаться от самоповреждения дольше. Предположим, самоповреждающее поведение возникает у вашего ребенка каждые 20-30 секунд. Начните с того, что будете поощрять ребенка каждые 15 секунд, которые он проводит, не обращаясь к самоповреждению. Постепенно увеличивайте этот временной интервал. Это кропотливый труд, но если вы вынуждены справляться с самоповрежением, которое возникает часто и регулярно, такой подход в конечном итоге сбережет время и силы всех участников процесса.
Об авторе: Laura Cavanagh, M.A., OACCPP Источник: http://specialtranslations.ru/please-please-please-stop-hurting-yourself/ | |
Просмотров: 993 | |
Всего комментариев: 0 | |