Главная » Статьи » социальная адаптация и поведенческие сложности

Инклюзивное образование с 2016 г.: плюсы, преимущества, способы получения

Рудова Анна Сергеевна,

к.э.н., к.псх.н., психолог, специалист в области дефектологии, семейный консультант-психотерапевт, директор центра коррекции и реабилитации Арлекин, председатель Саратовской региональной общественной организации родителей детей в аутизмом «Особенный мир».

 

специально для "Саратовские вести"

 

Сейчас общество начало осознавать, что дети с особенностями в развитии должны иметь равные возможности с другими детьми. Нет необходимости, как ранее, изолировать «особых» детей в спецшколах. Множество детей могло бы стать полноценными членами общества при правильно организованном инклюзивном образовании. Инклюзивное (от французского термина inclusif – включающий в себя) или включенное образование – это обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных, в массовых школах бок о бок с детьми без нарушений в развитии, но при этом с созданием для «особых» детей специальных образовательных условий и доступной среды.

Инклюзивное образование – не дань моде, и не попытка слепо копировать западные законы. Инклюзия - естественный процесс для развитого и морально здорового государства, ведь мы вместе ходим по одним улицам, подчиняемся тем же законам. Попытки отделить особых детей от обычных, даже только в рамках школьного обучения, создают поле для дискриминации.

Начало изменениям было положено в 2008 году, когда Россия подписала конвенцию ООН о правах инвалидов. Там, среди прочего, говорится о необходимости обеспечения инклюзивного образования на всех уровнях обучения. С этого момента в стране начался полномасштабный эксперимент.  В регионах были опробованы различные модели инклюзивного образования. Наработанный опыт лёг в основу формирования новых образовательных стандартов: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598) и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599). С 1 сентября 2016 года эти нововведения вступят в силу и российские школы ждёт трансформация в сторону инклюзивного образования.

инвалидности, несмотря на имеющиеся у него отклонения от норм, так как боятся «поставить клеймо и испортить будущее».  Со временем распространение инклюзии поможет побороть постыдный подтекст термина «ребёнок-инвалид».

Мне приходилось наблюдать непонимание обязанности государства и родителей обучать любого ребенка: чему, мол, и как в обычной школе можно научить неговорящего аутиста или слабослышащего ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью?

Современное законодательство определяет, что содержание образовательной программы зависит от психофизических возможностей ребенка. То есть, для ребенка с любым диагнозом может быть разработана адаптированная программа, позволяющая ему развиваться в силу своих возможностей в обычной массовой школе.

Такие программы разрабатываются  для групп:

  • глухих детей
  • слабослыщащих и позднооглохших детей
  • слепых детей
  • слабовидящих детей
  • детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • детей с задержкой психического развития
  • детей с нарушениями аутистического спектра
  • детей с умственной отсталостью

Но родители детей с особыми возможностями здоровья  не торопятся определять малышей в массовые школы, так как инклюзивное образование уже обросло мифами и непониманием, толком даже не успев развернуться. Поэтому попробуем разобраться,  как с сентября этого года будет выглядеть обучение в школах.

Раньше ребенок с особенностями развития мог получать школьное образование одним из трёх способов: в отдельном классе обычной школы, в отдельных обособленных школах (для глухих, слепых, детей с умственной отсталостью и т.д.), и во время прохождения реабилитации или лечения - в центрах психолого-педагогической, медико-социальной помощи и реабилитационных центрах. Теперь появился дополнительно четвёртый способ - в классе обычной массовой школы вместе с детьми без особенностей здоровья.

Инклюзивное образование касается не только детей-инвалидов, но и детей с особенностями здоровья, которым по каким-то причинам не оформлена инвалидность. По статистике в России примерно 4,5 % детей имеют инвалидность, а ещё 7-8% - нарушения развития разной тяжести, но без инвалидности.   Многие родители не обращаются за оформлением ребёнку

Но даже это деление ещё не окончательное! Для каждой из групп разрабатываются от 2 до 4 вариантов образовательных программ. Например, в группе детей с расстройствами аутистического спектра выделяются 4 подгруппы в зависимости от тяжести нарушений и, соответственно разрабатываются программы по четырём направлениям. Первая программа ориентирована на детей, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со сверстниками, например, посещали детсад.
Вторая программа - для подгруппы детей, которые не достигают к моменту поступления в школу уровня знаний и умений, близкого к нормативному, но одновременно не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению образования на общих условиях. Третья программа разрабатывается для детей-аутистов с легкой умственной отсталостью. Чётвёртая подгруппа детей имеет, кроме аутизма и умственной отсталости, дополнительные тяжелые множественные нарушения развития. Поэтому для каждого ребёнка этой подгруппы на основе общей образовательной программы разрабатывается личная программа развития, учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося. 

Сложно описать особенности всех программ, остановимся только на отдельных моментах. Согласно разработанной программе, у ребёнка может быть личный план посещения уроков, когда ребёнок сидит в классе только на отдельных занятиях, а остальные предметы осваивает один на один с учителем. Ребёнку может быть определён сопровождающий человек или же тьютор (ассистент), которые будут оказывать обучающимся необходимую техническую помощь. Ряд программ предусматривает использование особых учебников или тетрадей, учебных пособий и дидактических материалов. Но большинство программ предлагает обучение по тем же учебникам, что и остальные дети в классе.  Ребёнку, согласно потребностям, могут быть выделены специальные технические средства обучения, а также для него организовано специальное рабочее место. Детям обязаны обеспечить дополнительные коррекционные занятия.

В рамках разных программ предметы могут варьироваться. Некоторые предметы дети не проходят в полном объёме. Например, дети с тяжёлыми нарушениями речи не изучают иностранный язык в рамках общей программы, а только факультативно. Другие предметы детям заменяют на сходные. Скажем, дети с ДЦП не будут изучать физкультуру наравне с одноклассниками – для них предусмотрены особые занятия по ЛФК.  Основные предметы (математика, чтение, русский язык, обществознание и .т.п.) дети с нарушениями в развитии изучают, но в каждой программе прописан объём знаний, который преподаётся ребёнку. Где-то эти знания идут в том же объёме, что и у обычных детей, где-то из программы исключены маловажные блоки знаний. Но это не означает, что ребёнок с нарушениями в развитии будет имеет менее насыщенный учебный график, у таких школьников появляются дополнительные предметы, которых нет у обычных детей: логопедия,  психологические занятия, уроки по социальной ориентации и другие предметы.

Теперь учитывается, что часть детей имеет индивидуальный темп усвоения материала. Поэтому рядом программ предусмотрено, что обучение в младших классах займёт не 4, а 5 и даже 6 лет.  Эффект от такого нововведения наиболее ярким будет среди детей с задержкой психического и речевого развития: предполагается, что эти дети смогут преодолеть проблемы до начала средних классов и в средней школе уже не будут отличаться от обычных детей. Время обучения в средних классах тоже может быть увеличено на год, а для детей с умственной отсталостью оно удлиниться на срок от 9 до 13 лет.  Определённые изменения касаются и сдачи, например ОГЭ (выпускные экзамены по окончанию среднего неполного образования):  отдельные программы предусматривают замену сочинения на изложение,  увеличение времени на подготовку к ответу, и даже сдачу ОГЭ на дому.

Возникает вопрос, как педагог сможет обучать сразу по нескольким программам в рамках одного урока. Во-первых,  количество детей с ограниченными возможностями здоровья строго регламентируется, и в классе не будет больше 2 детей, обучающихся по специальным адаптивным программам. Во-вторых, учителям предлагается применение технологии разноуровневого обучения. Такая технология позволит учителю четко дифференцировать учебный материал, варьировать темп, формы и методы его изложения учащимся, применять гибкую систему оценки знаний. Скажем, в зависимости от успешности ребенка, учитель может давать задания, разные по объему, с включением для «особых» детей задач на формирование мыслительных операций и творческих способностей.

Если обучение в шумном классе не полезно «особому» ребёнку,  может быть выбрано обучение на дому. Детям с проблемами двигательного и моторного плана предлагается дистанционное обучение. С сентября появится и такая новинка как сетевое обучение. Например, в школе нет логопеда и психолога, а занятия с ним прописаны программой обучения. Тогда школа для осуществления обучения обязана заключить договор с другими школами или негосударственными центрами, и тогда к психологу и логопеду ребёнок будет ходить в другие места.  Такое нововведение позволит обеспечить полноту выполнения программы даже детям в отдалённой глубинке.  Причём школы будут заинтересованы в поддержании инклюзивного образования в своих стенах, так как на каждого «особого» ребёнка будет выделяться целенаправленное финансирование.

Как и когда определить ребёнка на инклюзвное обучение?

 По законам ребёнок должен пойти в 1 класс в возрасте от 6 лет 6 мес. до 7 лет и 11 мес. Многим родителям кажется, что если подождать достижения ребёнком 8 или даже 9 лет, ему будет легче адаптироваться в школе. Хочу напомнить, что родители несут конституционную обязанность по обеспечению получения ребенком общего образования. Ребёнок может получить разрешение ещё годик зедержаться в детсаду, это право прописано в часть первая статьи 67 Федерального закона «Об образовании в РФ», но необходимо для этого заручиться заключением специалистов с рекомендациями о продлении дошкольного образования (такие рекомендации даёт  психолого-медико-педагогическая комиссия). Если же  в 8 лет ребенок всё ещ не стал первоклассником и даже не проходит подготовку к школе в той или иной форме, у уполномоченных органов возникнут вопросы к родителям ребенка.

Когда ребёнок достиг школьного возраста, ему нужно пройти обследования и получить заключения от врачей, психологов, педагогов детсада, специалистов частых центров, с которыми занимается ребёнок. Затем родители обращаются на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). После анализа документов и тестирования ребёнка  комиссия даёт рекомендации по поводу школьного обучения ребёнка. К прохождению ПМПК следует внимательно подготовиться, так как за короткий срок ребёнку нужно будет показать абсолютно незнакомым людям свои знания и умения.  Кстати, именно здесь преимущества получают дети, с которыми родители активно занимались и водили на разнообразные курсы, индивидуальные занятия и кружки. Чем больше точных характеристик ребёнка от разных специалистов предоставили родители на комиссию, тем проще комиссии определить верно образовательный маршрут ребёнка. При наличии у ребёнка инвалидности, комиссия также учитывает индивидуальную программу реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида. Немаловажно согласие родителей. Так, если родителям кажется, что комиссия отнеслась к ребёнку предвзято, родители могут письменно высказать несогласие и требовать вторичного прохождения комиссии их ребёнком. О том, на какое обучение хотелось бы определить ребёнка, тоже надо обязательно говорить на обследовании ПМПК, иначе комиссия примет это решение по своему усмотрению.

Не стоит бояться, что подобранная программа «не подойдёт». Если школьник показывает явные результаты, он может быть переведён на более сильную программу, а если не справляется - на более слабую. Для изменения программы потребуется получить от школы комплексную оценку результатов учёбы, и снова обратиться на ПМПК.

Но вернёмся к будущему первокласснику: когда уже есть заключение ПМПК, то выбор родителями конкретной  школы  и класса обусловлен рекомендациями ПМПК о том, по какой программе ребенку рекомендовано обучаться, какие методы обучения и воспитания должны использоваться при обучении, специальные учебные пособия, технические средства обучения, о предоставлении услуг ассистента (помощника), коррекционных занятий, а также об условиях доступности и других условиях, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. То есть, задача родителей – найти образовательное учреждение, в котором созданы те условия, которые необходимы ребенку, или они могут быть созданы.

Если родители затрудняются в выборе, можно идти в школу по месту жительства, так как там  не имеют права отказать в приёме ребёнку. Зачем же тогда водить ребёнка по врачам и проходить ПМПК?  Дело в том, что специальные условия школа может создать только на основании заключения ПМПК, так как школа дополнительное финансирование выделятся именно на основании этого заключения.

Не стоит ждать, что 100% школ России с сентября станут инклюзивными. Планируется, что переход будет плавным, новые требования не будут вводиться моментально. Большинство школ, в принципе, на данный момент не имеют возможности подключиться к этим требованиям. Вопрос как в материальных условиях (пандусы, множество специальных приспособлений), так - и это главное – и в наличии педагогов, которые понимают всю ценность инклюзии, обучены работе с «особыми» детьми и готовы помочь им адаптироваться в обществе обычных детей.

Понятно, что дети с нарушениями в развитии получают преимущества от инклюзивного обучения, так как приобретают ценный опыт взаимодействия. А социальное развитие возможно только в окружении людей, в столкновении с разными социальными ситуациями.   Но от  инклюзии выигрывают и обычные дети. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты - очкарик, ты - толстый, ты - идиот и так далее. Обучаясь вместе с  инвалидами, дети становятся более заботливыми, у них возникает безбарьерное мышление. Инклюзивный опыт формирует по-настоящему свободную личность. Такой ребёнок, вырастая, может свободно общаться с кем-то, отличающимся от него. Он видит и ценит скрытые перспективы и способности тех, кого принято считать ограниченным по возможностям.  Инклюзия — это не про жалость, не про сострадание.  Инклюзия – это признание индивидуальности каждого ребёнка и построение общества без крена в сторону сильных или слабых, успешных и неуспешных, способных и неспособных.

Категория: социальная адаптация и поведенческие сложности | Добавил: osobenmir (21.04.2016) | Автор: Рудова Анна Сергеевна W
Просмотров: 1968 | Теги: образование, дети-инвалиды, Инклюзивное образование, аутисты в школе | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar