Главная » Статьи » социальная адаптация и поведенческие сложности

18 способов облегчить аутисту смену занятия или места.

jump

 

Некоторые дети очень тяжело воспринимают переходы — к другому занятию, в другое помещение, смену времен года или даже переход от бодрствования ко сну. Переходы являются более предсказуемыми или медленными, чем неожиданные перемены, например, когда приходится отказаться от прогулки из-за внезапного дождя, но для них характерны свои особые сложности. Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы облегчить переход для ребенка с аутизмом:

1. Делите любой переход на несколько шагов

Проанализируйте задачу и разбейте переход на несколько маленьких шагов. Это поможет вам понять, с чем конкретно связаны проблемы ребенка. Давайте в качестве легкого примера разберем задачу с переходом от времени за компьютером к другому занятию:

1. Игра в компьютерную игру. Возможные сложности: Он испытывает досаду во время неудач? Он счастлив? Слишком взволнован?

2. Время за компьютером вышло. Возможные сложности: Как он об этом узнает? Он может заранее понять, что время скоро закончится?

3. Отойти от компьютера. Возможные сложности: Игра еще продолжается? У него есть рутина для завершения игры на компьютере?

4. Приступить к другому занятию. Возможные сложности: Он знает, куда ему идти? Он может все еще слышать звуки от компьютерной игры?

5. Начало другого занятия. Возможные сложности: Он знает, что делать? У него есть все, что нужно?

2. Покажите ребенку, что перемены могут быть к лучшему

Выберите два занятия, которые ребенок обожает, и потренируйтесь в переходах между ними. Учите ребенка понимать, что такое переход от одной деятельности к другой, когда он наступает, и что ты при этом чувствуешь. Связывайте переходы с наградами и отсутствием стресса, чтобы ребенок смог сосредоточиться на том, что указывает на переход, и понял, что перемены могут быть и к лучшему. 

3. Сделайте переход плавным

Иногда можно избежать резких и пугающих переходов, если сделать смену деятельности неявной, размыть границы между двумя занятиями, сократить количество шагов между ними. Например, если ребенок играет на полу, разрешите ему взять свои игрушки и принести их за кухонный стол, пока вы готовите завтрак, а когда каша будет готова, уберите их. Сначала перейдите от брюк к длинным шортам, а потом уже к коротким летним.

4. Будьте готовы заранее

Впрочем, об этом вы и так уже знаете. Лучший способ справиться с переходами — это знать о них заранее. Пусть у вас появится привычка обдумывать планы на день, на неделю и на месяц вперед и определять, в какие моменты могут возникнуть переходы.

5. Используйте визуальное расписание

Это самый важный инструмент, помогающий аутичным детям справиться с любыми видами перемен. Список занятий на день помогает ребенку всегда знать, чего ожидать, показывает ему последовательность событий и обозначает моменты перехода. 

6. Сделайте конец занятия очевидным

Переход к новому занятию может быть трудным, если вы не понимаете, когда закончено старое. Ищите способы наглядно показать ребенку, когда занятие закончено. Например, снимите картинку с визуального расписания и положите ее в корзинку «сделано», или сделайте фотографию того, как выглядит завершенная задача, и покажите ее ребенку.

7. Используйте подсказки для перехода

Заранее и много раз предупреждайте ребенка, что скоро ситуация изменится. Используйте наглядный, четкий и понятный сигнал для каждого перехода. Например, включите песенку про «Боба-строителя», когда время игр заканчивается и пора собирать игрушки. Сделайте обратный отсчет последних десяти минут урока на доске перед переменой.

8. Избегайте устных подсказок

Восприятие речи на слух — это слабая сторона многих аутичных детей, так что старайтесь больше использовать зрительные и физические подсказки. Постучите ребенка по ноге, когда пора встать, положите на пол листы бумаги с нарисованными следами ног, чтобы показать ему, куда идти.

9. Используйте визуальный таймер

Время — это очень абстрактная идея, так что если сделать время видимым, то это поможет подготовиться к предстоящему переходу. Лучше всего показать ребенку, как идет время, с помощью таких устройств как визуальный таймер, где время буквально «исчезает» по мере отсчета времени.

10. Отметьте границы и места для разных занятий

Переход от одной задачи к другой будет легче, если понятно, куда идти, и что там делать. Если ребенок должен сесть на ковер, то отметьте место, где ему сидеть, или покажите ему карту мест, где он может играть во время большой перемены.

11. Учите ребенка словам для перехода

Прежде чем вы начнете объяснять детям переход, они должны понимать базовые идеи, связанные со временем — сначала, потом, после этого, сейчас, позже. Используйте эти слова как можно чаще и играйте с ребенком в простые игры, чтобы закрепить эти понятия:

— Сначала ты катишь мячик мне, потом я качу его тебе.

— Сначала ты смотришь мультфильм про паровоз, а потом мы печем печенье.

— Сначала твой брат купается, а потом ты.

— После того как помоешь руки, можешь попить.

— Давай разложим игрушки в ряд… Сначала мишка, потом Немо, потом Спайдермен.

12. Учите осязаемому времени

Понимание времени не сводится к умению называть время по часам. Детям важно почувствовать, сколько длятся пять или десять минут, и это поможет им справиться с переходом лучше, чем если вы просто скажете делать что-то до 10.30.

Покажите ребенку, как выглядят пять минут на визуальном таймере, вместе с ребенком понаблюдайте за отсчетом времени. Замеряйте время, которое уходит у вас на то, чтобы перейти из одного класса в другой или съесть бутерброд. Это подходящий момент, чтобы использовать особые интересы ребенка — поговорите о том, сколько длится каждый эпизод «Губки Боба» или сколько времени занимает один круг в видеоигре про гонки. Таким образом, когда вы в следующий раз предупредите ребенка, что у него остается лишь пять минут до перехода к другому занятию, вы можете просто сказать «это длится так же долго, как и…»

13. Используйте предмет для перехода

Ребенок может уменьшить стресс от перехода, если будет брать с собой определенный предмет. На то есть несколько причин:

— Сглаживается контраст между занятиями и местами. Например, ребенок может брать с собой любимый CD, когда идет из дома в машину.

— Ситуация становится более предсказуемой. Например, каждый раз, когда ребенок берет кисточку, пора идти на урок рисования.

— Предмет может служить утешением. Когда ребенок держит что-то хорошо знакомое, то новая ситуация кажется ему не такой страшной.

— Подсказка о следующем занятии. Например, ребенок берет с собой фотографию того помещения, куда ему надо придти.

— Сигнал о конце перехода. Например, ребенок приходит в нужное помещение с фотографией и опускает фотографию в специальную коробку.

— Напоминание о том, что нужно делать. Например, ребенок держит книгу, и она напоминает ему, что он идет в библиотеку.

— Предмет перехода помогает ребенку уяснить, что делать, особенно если из-за трудностей в восприятии речи ему сложно понять ваши инструкции.

14. Дайте ребенку больше времени

Процесс приостановки деятельности, переключения внимания и перехода к другому занятию может потребовать больше времени для аутичного ребенка, так что не торопите его во время переходов. Детям с повышенной сенсорной чувствительностью также может потребоваться больше времени для того, чтобы приспособиться к новым сенсорным стимулам.

15. Следите за возможными признаками стресса

Никто не показывает наилучших результатов, когда не может справиться со стрессом, так что знайте о его возможных признаках у ребенка и всегда следите за ними. При ранних проявлениях стресса нужно как можно быстрее вмешаться и предоставить ребенку больше помощи, либо уменьшить раздражающие сенсорные сигналы.

16. Пишите социальные истории

Переход часто вызывает стресс, потому что он связан с отказом от привычного и безопасного в пользу нового и пугающего. Так что старайтесь превратить неизвестную ситуацию в знакомую с помощью заранее написанной истории с картинками. Объясните ребенку, когда произойдет перемена, как он узнает, что пришло время закончить старое занятие, и каким будет новое занятие.

17. Практикуйтесь в прекращении деятельности

Первый шаг в переключении внимания — остановить то, чем вы сейчас занимаетесь — очень трудно дается аутичным детям, и это одна из причин, почему для них тяжелы переходы. Эта особенность также влияет на их способность воспринимать, что происходит вокруг, и участвовать в общении, так что это важный навык, над которым нужно работать.

Весь фокус в том, чтобы переключение внимания от текущей деятельности было связано с получением какой-то награды. Например, держите компьютерные игры в другом конце комнаты, и тогда ребенку придется прекратить играть, чтобы получить новую игру. Или держите при себе кусочки паззла, чтобы ребенку пришлось останавливаться и смотреть на вас каждый раз, когда ему нужен новый кусочек.

18. Избегайте переходов

Самый простой способ справиться с переходами — это уменьшить их количество в течение дня. Ребенок будет испытывать меньше стресса, и ему будет проще справиться с оставшимися переходами, и вам тоже будет проще. Понять, как избавиться от лишних переходов довольно просто, трудно планировать день заранее, чтобы вы могли понять, что вам предстоит.

Составьте план на день и выделите в нем переходы, а потом избавьтесь от всех, от которых сможете избавиться. Если ваш слишком чувствительный ребенок не любит переодеваться, то не заставляйте его переодеваться после школы в повседневную одежду, пусть сразу наденет пижаму или пусть ходит в школьной форме, пока не настанет время ложиться спать. Если можно перехитрить обстоятельства, то делайте это со спокойной совестью!



Источник: http://outfund.ru/kak-oblegchit-perexody-dlya-rebenka-s-autizmom/
Категория: социальная адаптация и поведенческие сложности | Добавил: osobenmir (29.02.2016) | Автор: Бек Окли / Bec Oakley
Просмотров: 584 | Теги: задержка в развитии, аутизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0