Главная » Статьи » мир глазами особых детей и их родителей

Как я справляюсь с моим «негибким» мышлением

Из-за моего аутизма у меня аутичный стиль мышления. Одна из особенностей, которые мне часто приписывают – это «негибкое мышление». Гибкость означает, что мышление способно адаптироваться к изменению обстоятельств или перейти от одних ожиданий к другим. Мне это всегда было непросто, но я научилась, как жить более комфортно при моем аутичном стиле мышления в мире, где гибкость мышления ценится гораздо выше, чем моя врожденная особенность.

Первый шаг к гибкому мышлению

Джуди Эндоу "Планетарное небо". Иллюстрация негибкого мышления.

Джуди Эндоу "Планетарное небо". Иллюстрация негибкого мышления.

Во-первых, я должна была принять свой аутизм и тот факт, что я мыслю иначе (Endow, 2009). Принятие себя нелегко дается большинству аутистов, потому что нас все время побуждали вести себя как нейротипики (Endow, 2012). Хотя иногда это было необходимо, чтобы мы могли жить в этом мире, оборотная сторона в том, что мы начинаем думать, что в глазах мира мы всегда будем хуже других, и что наше естественное состояние не имеет ценности.

Никто нам этого не внушал напрямую, но именно это мы усвоили. Мне понадобилось много лет, чтобы понять, что мой мозг – это просто иная операционная система, чем мозг нейротипика. Это не хорошо и не плохо, просто это иное. Хотя это и не делает меня плохим или неправильным человеком, это осложняет мне жизнь, так как мне приходится постоянно приспосабливаться к большинству.

Второй шаг к гибкому мышлению

Во-вторых, надо научиться приспосабливаться. В реальности это означает, что мне пришлось принять тот факт, что этот мир не изменится и не станет более осмысленным и комфортным для меня. Мне нужно приспосабливаться. Непростая задача!

Это значит, что мне нужно научиться, как перехитрить свою неврологию. Я думаю визуально. Когда обстоятельства меняются, то информация об этом, как правило, предоставляется вербально. Я провела много лет, пытаясь понять, как можно эффективно перевести вербальную/языковую информацию в визуальный формат, чтобы я могла угнаться за постоянно меняющимся социальным интерфейсом, который встречает меня, как только я выхожу из дома.

Очень часто, поскольку помогающие нам люди не мыслят аутично, они не знают, что мозг большинства аутичных детей не может автоматически перевести языковую информацию (особенно устные слова) на свой первичный язык – визуальный. Вот стратегия, которую я давным-давно применяю в отношении себя и других аутистов. Она помогает нам перехитрить этот феномен, который остальные люди зовут нашим негибким мышлением.

Как перехитрить негибкое мышление

1. Знайте, что вам НЕ НУЖНО рвать свою картинку. Многие проблемы связаны с тем, что наши мысли в голове представляют собой картинки. Когда происходит какое-то минимальное изменение, то нам приходится разрывать предыдущую картинку и начинать все с нуля. Именно по этой причине мы так протестуем против изменений!

2. Рисуйте картинки слоями. Для демонстрации используйте реальную картинку в слоях. Я делаю это с помощью листов для проектора-оверхеда. Я рисую каждый элемент картинки на отдельном листе, а потом складываю листы, чтобы получить мысль.

3. Теперь вы можете убрать один из слоев. Используя пачку прозрачных листов для оверхеда, вы можете убрать из нее один лист и добавить другой, чтобы отобразить перемену. В листах оверхеда лучше сделать дырки, чтобы скрепить их вместе, убрав в папку.

4. Практикуйтесь в этом навыке в реальных жизненных ситуациях. Как только некоторые аутисты увидят картинки в слоях, они начинают применять тот же метод к мыслям в своей голове. Большинству нужна демонстрация с реальными листами для оверхеда, чтобы можно было делать то же самое в реальных ситуациях. Для этого нужно нарисовать цельную картину с помощью слоев на чистых листах для оверхеда, а потом вручную менять компоненты.

Это основа гибкости для визуального мышления и мыслей в картинках. Я иллюстрирую концепции гибкого мышления в своих картинах, которые можно найти на моем сайте (www.judyendow.com). Кроме того, картина в этой статье демонстрирует четыре отдельные картины, с помощью которых я иллюстрирую понимание и работу с негибким мышлением.

Третий шаг к гибкому мышлению

И наконец, мне нужно давать себе как можно больше отдыха (Endow, 2011). Теперь я могу быть более гибкой, когда представляю свои мысли-картины слоями, но к концу дня я очень часто чувствую истощение. Поскольку я трачу на этот процесс много энергии, то мне нужно много отдыха, во время которого мне не нужно общаться с другими людьми. Кроме того, у меня есть группа аутичных друзей, с которыми я регулярно провожу время. С этими друзьями я могу быть сама собой, мне не нужно беспокоиться о том, чтобы приспособиться и вести себя соответствующим образом. Каждый день мне приходится платить высокую цену за приспособление. Я выбираю эту плату и стараюсь балансировать ее с помощью отдыха, поскольку благодаря этому я смогла заниматься тем, чем хочется, и быть тем, кем бы мне хотелось.

Ссылки

Картины Джуди Эндоу. 2012. <www.judyendow.com/Art.html>.

Endow, J. (2012). Learning the Hidden Curriculum: The Odyssey of One Autistic Adult. Shawnee Mission, KS: AAPC Publishing.

Endow, J. (2009). Paper Words: Discovering and Living with My Autism. Shawnee Mission, KS: AAPC Publishing.

Endow, J. (2011). Practical Solutions for Stabilizing Students With Classic Autism to Be Ready to Learn: Getting to Go! Shawnee Mission, KS: AAPC Publishing.

Источник



Источник: http://pro-autizm.ru/2012/09/myshlenie/
Категория: мир глазами особых детей и их родителей | Добавил: osobenmir (10.03.2016) | Автор: Джуди Эндоу
Просмотров: 694 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0