Главная » Статьи » социальная адаптация и поведенческие сложности

Как научить аутичных подростков обращаться с деньгами

Оригинал: http://www.potsot.com/teaching-teenagers-with-autism-to-manage-money.html
Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Марина Лелюхина

Наша группа в фейсбуке:  https://www.facebook.com/specialtranslations

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

 

Большинство подростков и молодых взрослых, которые обращаются в нашу организацию, в будущем хотят обрести максимальную независимость. Многие родители боятся, что их дети достигнут хотя бы относительной финансовой независимости, но не смогут воспользоваться новыми возможностями, из-за отсутствия необходимых навыков. И мы разделяем их беспокойство! Каждый человек, который ведет или планирует вести активную жизнь: ходить в кино, делать покупки, получать зарплату, должен уметь обращаться с деньгами.

 

Прежде чем начинать разговор, мы бы хотели уточнить, что арифметические навыки — это ДАЛЕКО не все, что должен освоить ребенок, чтобы научиться обращаться с деньгами. Разумеется, чтобы оплачивать услуги и делать покупки, нужно различать достоинство монет и купюр, уметь складывать сумму и считать сдачу, но это не все. Умение обращаться с деньгами подразумевает овладение довольно большим количеством навыков, примерный список которых, с нашими краткими комментариями, приводится ниже. Чтобы получить полное представление о том, какими из этих навыков ваш ребенок уже владеет, и определить его сильные стороны, обратитесь за консультацией к вашему эрготерапевту. Специалист подскажет, на что стоит обратить особое внимание, и с чего начать обучение .

1. Сенсорные навыки

Тактильное восприятие.

Хорошо развитое осязание поможет и при обращении с деньгами. К примеру, если вы пытаетесь найти в кармане или в сумке кошелек, вам на помощь приходит тактильная чувствительность. Благодаря способности кожи пальцев к тактильному распознаванию (tactile registration) вы сможете понять, что нащупали именно бумажник. Различить в бумажнике банкноты и монеты по текстуре и форме вы сможете благодаря тактильному различению (tactile discrimination) и стереогнозии ( умению различать предметы на ощупь по форме — прим. переводчика). Если ориентироваться на ощупь вашему ребенку пока сложно, он может опираться на визуальное восприятие, пока не разовьет тактильную чувствительность.

Обязательно скажите ребенку, что не нужно переживать, если продавец в магазине подгоняет его, пока он считает деньги. Если за ним собирается очередь, можно пропустить вперед других покупателей.

Игры и занятия, которые помогут развить тактильную чувствительность.

  • Предложите ребенку непрозрачный мешочек с монетками. Научите его находить на ощупь монетки определенного номинала. Начните с 10 копеек и пятирублевых монеток. Как только ребенок научится безошибочно находить 2 типа монет, добавляйте еще один. Очень важно! Для выполнения этого задания ребенку не обязательно иметь представление о ценности монет. Тренируйте это задание как отдельный навык.
  • Играйте в карточные игры. Умение тасовать и раздавать колоды карт самых разных размеров и форм поможет вашему ребенку быстрее управляться с купюрами.

Визуальное восприятие.

Не потеряться в огромном мире денег, ребенок прежде всего должен научиться отличать монеты от купюр, различать монеты, похожие по форме, но разного достоинства, и отличать деньги от других объектов в кошельке: квитанций, кредитных карточек и т.д.

Игры и занятия, помогающие развить визуальное восприятие.

  • Дайте ребенку кучку монет. Покажите одну и предложите найти такую же.
  • Если он будет вытаскивать монетки наугад, напомните, что нужно внимательно посмотреть на образец.
  • Предложите рассортировать кучку мелочи. Начните с сортировки 2 разных видов монет, например по 1 копейке и по 5 рублей. Постепенно добавляйте монеты другого достоинства и увеличивайте их количество.Очень важно! Для выполнения этого задания ребенку не обязательно иметь представление о ценности монет. Тренируйте его как отдельный навык.

2. Базовое представление о деньгах

Самое главное, что ребенок должен знать о деньгах, это то, что на них можно обменивать товары и услуги.

Игры и занятия:

  • Поиграйте в парк развлечений. Выдайте ребенку ограниченное количество билетиков или фишек, и предложите обменять их на участие в аттракционах и играх. Со временем замените фишки настоящими деньгами.
  • Сыграйте в настольную игру по типу монополии, в которой нужно пользоваться игрушечными деньгами.

Понимание ценности предметов.

Что дороже, что дешевле. Прежде чем углубляться в математические понятия на примере денег, убедитесь, что ребенок в общем понимает, что стоит дороже, а что дешевле. Например, что стоит дороже, карандаш, или компьютер?

Игры и задания.

  • Покупки онлайн — сравнивайте товары в интернет-магазинах, пытаясь угадать, какой из них дороже.
  • Поиграйте с ребенком в магазин или кафе. В игре используйте предметы, которые он обычно просит приобрести.

3.Арифметические навыки.

Наша главная цель — помочь ребенку стать максимально независимым. Поэтому не слишком напирайте на необходимость довести умение складывать и вычитать до совершенства. Не так много людей ходят в магазин, вооружившись карандашом и бумагой, чтобы подсчитывать стоимость покупок. Покажите ребенку, как пользоваться калькулятором как отдельным устройством, или найдите его в мобильном телефоне — прекрасная альтернатива мучительным подсчетам.

Сортируйте монеты и купюры по номиналу, пока ребенок не запомнит точно какова ценность каждой.

Сложение/вычитание: Умение складывать (общую сумму покупок) и вычитать ( рассчитывать сдачу) — это ключевые навыки, осваивать их нужно на конкретных примерах. Например, попросите ребенка сложить из монет и купюр определенную сумму.

Налоги: объясните ребенку понятие и научите высчитывать налог, используя калькулятор или специальное приложение на телефоне ( в нашей стране другая система налогообложения, поэтому умение рассчитывать налоги нельзя отнести к необходимым социальным навыкам — прим. переводчика).


Чаевые: расскажите, когда принято давать чаевые, и объясните, как их рассчитывать, используя приложение на телефоне, или калькулятор ( обычно чаевые составляют 10% от суммы заказа — прим. Переводчика).

Игры и задания, которые помогут закрепить арифметические навыки:

  • Сортировка монет по номиналу.
  • Монополия, или другая игра с игрушечными деньгами.
  • Игра в магазин . Позаботьтесь о наличии сдачи.

Больше идей вы найдете по ссылке: http://www.autismlink-alw.org/essential-skills—learning-dollars–cents.html ( Особые переводы переведут эту заметку в ближайшее время — прим. Переводчика).

4. Организационные навыки.

Наконец, ваш ребенок готов использовать полученные навыки в естественной среде. Чтобы поход в супермаркет, кафе или кинотеатр завершился успешно, ребенок должен понимать, зачем он туда идет, и как следует подготовиться.

Составьте список.

Перед тем, как идти за покупками, многие из нас составляют списки, замечательный способ структурировать свой поход в магазин. Список поможет нерешительному покупателю быстрее определиться с выбором, и удержит импульсивного от необдуманных покупок. Для детей, которым трудно писать, мы советуем использовать специальное приложение для мобильного телефона ( Autism Speaks рекомендует вот этоhttp://autisticapp.blogspot.com/2012/02/shopping-list-review.html ) а для тех, кому проще ориентироваться по картинкам, можно составить список в рисунках или карточках ( или использовать другое приложение от Autism Speaks http://www.autismspeaks.org/autism-apps/shopping-list-generator). Также можно научить ребенка ориентироваться по отделам в магазине.

Последовательность действий. Перед тем, как отправиться в магазин, кино, или банк, разработайте план действий. Например : 1. проверить список покупок 2. собрать покупки 3. сосчитать общую стоимость, чтобы убедиться, что у меня достаточно денег 4 пройти на кассу и расплатиться.

Умение планировать бюджет, расставлять приоритеты и принимать решения — важнейший навык для тех молодых взрослых, кто будет в какой-то степени контролировать собственные финансы. Например, как вам такая дилемма: дома кончилось молоко, а мне так хочется этот браслет.

5. Социальные навыки.

На начальных этапах освоения навыков, необходимых для похода в магазин, заказа еды в кафе, или похода в кино, вам на помощь придут социальные истории. Чтобы потренировать умение планировать покупки, укладываться в бюджет и правильно вести себя в магазинах, вы также можете применить моделинг и ролевые игры.

Дополнительные советы.

1. Относитесь с уважением к сенсорным проблемам ребенка. Если ему пока трудно посещать шумные супермаркеты, научите его делать покупки по интернету.

2. Подкрепляйте каждый случай проявления желательного поведения и правильную реакцию в процессе обучения.

3. Практикуйтесь везде, где только можете. Включите обучение в вашу повседневную жизнь.

4. В будущем, чтобы оградить ребенка от трудностей с оплатой покупок, научите его пользоваться кредитной картой с ограниченным лимитом. Кредитная карта пригодится и в случае чрезвычайной ситуации. Если это возможно, научите ребенка пользоваться онлайн — банкингом. За дебетовыми картами будущее.

 

PS - в фотоальбоме после регистрации вы сможете скачать специальные карточки и социальные подсказки - пособия для обучения поведению в магазине и иных местах. Особенный мир.



Источник: http://specialtranslations.ru/money/
Категория: социальная адаптация и поведенческие сложности | Добавил: osobenmir (10.03.2016)
Просмотров: 98 | Теги: аутизм, Самостоятельность, социализация, подростки с аутизмом, обращение с деньгами | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar