Главная » Статьи » психологические проблемы и их разрешение

Пищевая избирательность при аутизме. Что делать?
 
Картинка профиля Марина Иванова

Марина Иванова, психолог, поведенческий аналитик, руководитель центра по работе с особыми детьми.

 

У людей с аутизмом часто наблюдается ограниченный рацион питания. Иногда они боятся пробовать новую еду или могут есть только несколько наименований продуктов, или совсем не есть отдельную категорию продуктов (например, овощи), могут предпочитать только сладкую еду или только пищу определенной температуры, текстуры, цвета.

Пищевая избирательность у ребенка. Что делать?У ребенка могут случаться приступы рвоты при виде или запахе нежелательных продуктов. Отказ может быть настолько резким, что это прямо влияет на жизнедеятельность: ребенок может не есть несколько дней, пока ему не предоставят требуемый продукт. Дети, имеющие такие особенности, также часто демонстрируют истерики в процессе кормления, что становится еще одной проблемой для всех.

При выборе методов лечения, первым делом необходимо показать ребенка гастроэнтерологу и сдать анализы. Однако исследования показывают, что чаще всего отказ вызван нежеланием попробовать новую или не любимую еду. В этом случае может потребоваться поведенческая коррекция данной проблемы. Существует несколько путей ее решения:

  • ​ Формирование реакции
  • Принцип Примака
  • Гашение

Формирование реакции – это постепенное освоение навыка, путем поощрения приближенной реакции и не поощрения отдаленной. То есть навык приема пищи разбивается на маленькие шаги и ребенок получает поощрение, когда достигает установленного критерия в каждом шаге. Данная процедура лучше всего подходит для коррекции рвотного рефлекса. Как только мы определили, что будет поощрением в данном упражнении, следует разбить навык на несколько шагов и начинать обучение.

Вот пример:

Миша, 4 года, отказывается есть суп. Программа обучения построена таким образом:

1 день.                      Посидеть спокойно за столом, когда на нем тарелка с супом.

N день.                     Посидеть спокойно с ложкой в руке и тарелкой супа на столе.

Опустить ложку с суп.

Зачерпнуть суп и понюхать.

Лизнуть суп.

Съесть одну ложку.

Последний день.     Съесть тарелку супа.

Миша получает поощрение сразу же после достижения критерия. Стоит отметить, что поощрение должно быть уникальным для данного поведения. Если Миша будет получать шоколад  и после того, как поел, и после того, как убрал игрушки, и во время занятий, то, возможно, это помешает сформировать целевое поведение.

Принцип Примака. Доступ к мотивационной деятельности обусловлен выполнением менее мотивационной деятельности. Или, поведение, которое возникает часто и естественным образом, может быть использовано для подкрепления менее часто используемого поведения. Принцип “Сначала-Потом”. Ребенок не любит прибираться, но любит играть на планшете. Для того, чтобы увеличить частоту менее интересного занятия, мы соединяем его с высоко-мотивационной деятельностью. Мы можем ввести условие: сначала прибираешься в комнате, потом играешь на планшете. Высока вероятность, что поведение “прибираться в комнате” начнет происходить чаще. Или в случае проблем с питанием условие будет выглядеть как “сначала суп, потом жареная колбаса” или “сначала пюре, потом конфета”. Решив использовать этот метод, очень важно быть последовательным, не вступать в торги и переговоры. Для наглядности часто используют визуальное расписание наподобие этого:Пищевая избирательность у ребенка. Что делать?

На цветные квадраты прикрепляют изображения супа и колбасы. Расписание ставится на обеденный стол или находится в прямой зоне видимости ребенка. В случае протестов родитель указывает на расписание, спокойно его озвучивает «Сначала суп, потом конфета» и не поддается на эмоциональные реакции.

Гашение.  Если функция отказа от еды – избегание, нежелание пробовать новое, то теперь мы перестаем поощрять поведение отказа, т.е. человек не может уклониться от приема пищи. Пример гашения – процедура “Неубираемая ложка”: ложка с едой помещается возле рта ребенка, при повороте головы ложка движется за ртом. Ложка находится у рта, пока ребенок не возьмет в рот содержимое. Не следует применять силу или заталкивать еду в рот, но следует приготовиться к долгому процессу.

Альтернативная процедура – “Физическое направление”: мягким нажимом на нижнюю челюсть или подбородок открыть рот ребенка и положить туда еду.

Несмотря на то, что это общепринятые процедуры коррекции данного поведения, они ассоциируются с нежелательными побочными эффектами, такими как истерики, агрессия, плач. На процесс вмешательства влияют сила и размер ребенка. Более того, данная процедура может быть неприятной для родителей или учителей, если они вынуждены физически предотвращать избегание или уклонение от приема пищи. Все это может нарушить правильность выполнения процедуры, поэтому гашение – это не идеальный вариант для натуральной среды (дома или школы) и для неподготовленных исполнителей (родителей, учителей).

Эти процедуры проводятся только поведенческими специалистами и только после функционального анализа поведения отказа от еды.

Коррекция пищевого поведения – это длительный и трудоемкий процесс. В поведенческом анализе есть такой термин «история поощрения»: чем дольше поощряется какое-либо поведение, тем труднее его скорректировать. Если бы дела обстояли иначе, в нашем мире не было бы людей, страдающих от своих вредных привычек. Но и невозможного в этом деле тоже ничего нет, это подтверждено многочисленными историями успеха и научными данными.

Желаю Вам терпения, педантичности и победы в приобщении к гастрономическим удовольствиям!



Источник: http://www.corhelp.ru/metody-korrektsii/pishhevaya-izbiratelnost-u-rebenka-chto-delat/
Категория: психологические проблемы и их разрешение | Добавил: osobenmir (09.06.2016) | Автор: Марина Иванова
Просмотров: 192 | Теги: пищевая избирательность, поведенческие нарушения при аутизме, нарушения питания, аутизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar