Главная » Статьи » теория аутизма: диагностика и общие сведения |
Дифференциальная диагностика
Для детского аутизма эндогенного генеза, классического детского аутизма Каннера наиболее характерно: - начало до 3-х летнего возраста, - асинхронность в развитии основных сфер деятельности ребенка, - сходство моторных стереотипий с ранним атетозоподобными движениями в пальцах рук, - симптом отталкивания с ходьбой на цыпочках, - эгоцентрическая речь, - недостаточность и задержанное развитие волевой и эмоциональной сфер, сосуществование ранних и поздних функций в них.
При умственной отсталости, в отличие от детского аутизма эндогенного генеза: - отмечается равномерность структуры умственного недоразвития, - соотносимость интеллектуального и эмоционального снижения, - недоразвитие высших эмоций, - соответствие социального приспособления уровню умственного недоразвития, - поведение отличается монотонностью, ригидностью, в нем нет вычурности, парадоксальности.
Для детского аутизма процессуального генеза при ранней детской шизофрении свойственно: - становление аутистических симптомов между 1 и 2,5 годами, - характерен диссоциированный характер задержанного развития, - тенденция к падению активности, нарушения в общении, утрата коммуникативной, экспрессивной и рецептивной речи.
Процессуальный детский аутизм при приступообразно-прогредиентной шизофрении: - формируется в возрасте 3-6 лет, - характерно нормальное умственное развитие до 3-летнего возраста, - сдвиг в линии развития возникает после аутохтонных приступов приступообразно-прогредиентной шизофрении – аффективной, неврозоподобной, полиморфной, кататонической, кататоно-гебефренной и кататоно-регрессивной структуры, - структура нажитого аутистического расстройства зависит от тяжести регистра психопатологических расстройств в приступаз болезни, - имеют место резидуальные позитивные расстройства, нажитые аффективные и психопатоподобные симптомы, - этот круг расстройств относится к нажитому аутистическому дефектному состоянию после приступов ранней детской шизофрении.
При расстройствах хромосомного, обменного, неясного генеза с аутистическиподобными синдромами: - представлены не все симптомы (феномены), свойственные классическому аутизму, - для них обязательны знаки дисгенеза, характерные для основной патологии, - нет асинхронии в развитии различных сфер жизнедеятельности ребенка, - в личностной структуре обнаруживаются черты торпидности, - при сглаженности эмоциональных расстройств больные более эмоциональны с матерью и родными, - отмечается большая сохранность личностной структуры, чем у больных с классическим аутизмом, - возможны дисфорические расстройства настроения, - умственная задержка обычно равномерна, - сохраняется, хотя и легко истощающаяся, глазная реакция, - стереотипная деятельность сводится к примитивным раскачиваниям, патологически привычным действиям, - в возрастной динамике в части случаев наблюдается углубление или, напротив, нивелирование аутистических проявлений, - в кризовых периодах возможны психотические эпизоды с позитивными психопатологическими симптомами, после которых отмечается углубление аутистического синдрома.
Аутистическиподобный круг расстройств при синдроме Ретта: - формируется после периода нормального развития ребенка, в возрасте 8-18 мес. жизни и наблюдается в 1 стадии болезни, - во 2 стадии аутизм нивелируется, - при наличии отрешенности длительно сохраняется глазная реакция, способность адекватного эмоционального реагирования на мать, на положительный тактильный контакт, улыбку, жест, - моторные расстройства носят насильственный характер и протекают в виде “моющих, потирающих” движений кистями рук, - в течении болезни наблюдается прогрессирующее нарастание неврологической симптоматики, спинальная атрофия, атаксия, кифоз, сколиоз, распад речи, эпи-приступы, расстройства глотания, дыхания (чего не бывает при других расстройствах с аутистическиподобными синдромами).
Синдром Аспергера: - свойственна стертость аутистических проявлений, - сохранность способности к высокому интеллектуальному развитию, - в дальнейшем онтогенезе ребенка наблюдается формирование рациональных контактов, становление особой личности, близкой к шизоидному кругу.
Парааутистические состояния (экзогенного происхождения): - глубина аутистического отрешения незначительна, - сохраняется способность общения на тактильном уровне, - имеет место достаточно равномерный характер задержки умственного и речевого развития пограничного уровня, с особой эомциональной незрелостью, - ко второму возрастному кризу аутистические симптомы нивелируются, - формируется дефицитарная личность с обедненной эмоциональностью, пограничным уровнем задержки умственного развития, с недоразвитостью высших социальных структур личности, с невозможностью формирования направленной привязанности, слабой волевой активностью, рентными установками.
Органический аутизм: - представлены не все феномены классического аутизма, - не всегда наблюдается асинхрония в развитии различных сфер жизнедеятельности ребенка, - присутствует торпидность в личностной структуре, - более выражена тотальность умственной задержки развития, - возможны дисфорические расстройства настроения, неврологические патологические симптомы, подтверждающие органическое поражение ЦНС, - аутистическиподобные проявления не полны, прерывисты, изменчивы, сменяются более адекватным поведением, - отсутствует парадоксальная негативность, нет позитивных психопатологических расстройств.
Реабилитационная работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом проводится комплексно группой специалистов различного профиля (детскими психиатрами, психологом, логопедом, педагогами-дефектологами, музыкальным работником, педиатром, невропатологом и т.д.). Помощь строится на базе клинико-нозологической оценки состояния больного ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и представлена разными видами терапии: психофармакотерапия, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, индивидуальная и семейная психотерапия, педагогическая, логопедическая коррекция и др. Михайлова Н.В. Использовалась следующая литература: Башина В.М. Аутизм в детстве. - Москва. - “Медицина”. - 1999г.; Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - Москва. - “Медицина”. - 1995г.; Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – Москва. - “Теревинф”. – 1997г. Источник: http://www.autismhelp.ru/ob-autizme/differencialnaya-diagnostika/ | |||||||||||||||||||
Просмотров: 1412 | | |
Всего комментариев: 0 | |