Главная » Статьи » социальная адаптация и поведенческие сложности

Социальные навыки и аутизм: 3 шага к уверенности в себе
Когда Джеку было три года, мы записали его в детский сад. Я досконально изучила все школы в округе. Я знала, что физические ограничения моего ребенка легко могли довести до беды (он может упасть, его могут толкнуть и так далее). Я также знала, что он плохо переносит шум и других детей. Несмотря на эти ограничения, я хотела, чтобы он добился максимальной независимости, посещая детский сад, как и все остальные дети. Шесть месяцев спустя мы получили диагноз «аутизм», и психолог в первую очередь посоветовал забрать Джека из детского сада. Но, но… как же социализация? Как он научится дружить с другими детьми? Как он усвоит социальную динамику в группе? Как он приобретет социальные навыки?

Оказалось, что когда мы забрали Джека из детского сада, мы поступили совершенно правильно. Я была напугана. Я беспокоилась. Никто из моих знакомых такого не делал. Никто не мог пообещать, что мой ребенок будет в порядке.

Но он в порядке. Джек – дружелюбный, уверенный в себе, любопытный почемучка, который любит людей, любит играть с друзьями, любит походы в новые места, любит расспрашивать людей про них и их жизнь. Это социальный ребенок.

Как же аутичный ребенок смог стать социальным без школы, без занятий по социальным навыкам и без социальных историй?

1. Используйте отношения один на один.

Помните, что много лет назад не было детских садов, а дети попадали в школу только в 7 лет? Помните, еще раньше дети росли в деревнях, и они шли в школу еще позже? Помните истории про то, как дети работали на фермах (как Авраам Линкольн) или на фабрике и вообще не посещали школу? Детей побуждают идти в детские учреждения все раньше и раньше, но это происходит не потому, что детям это необходимо, а по вполне понятным финансовым причинам – многим семьям нужно, чтобы работали оба родителя.

Мы привыкли думать, что школы с большими группами сверстников – это необходимое условие для того, чтобы дети научились социальным навыкам. Но мы забываем о том, что дети учатся им не в группе – они учатся в рамках отношений один на один. Все начинается еще в младенчестве, во время интенсивного общения с мамой или папой. В возрасте трех лет этот принцип обучения не прекращается. Он не меняется даже в семь лет или в подростковом возрасте, когда они стремятся найти свою индивидуальность. Мы думаем, что подростки хотят, чтобы их оставили в покое, но именно в этом возрасте им нужен интенсивный, индивидуальный подход, который поможет справиться с чувством изоляции и бессилия перед социальным давлением.

Общение один на один жизненно важно для аутичных детей, потому что их отличает повышенная эмоциональная чувствительность. В группе слишком много эмоций, слишком много причин для тревожности и страха. В группе аутичным детям приходится тратить всю свою энергию на то, чтобы защититься от избытка эмоций и групповой динамики, или просто уйти в подполье, замкнуться в себе, выстроить вокруг себя стену, чтобы не дать эмоциям поглотить тебя. Отношения один на один защищают аутичных детей от стресса. Они предоставляют им безопасное пространство для общения, эмоционального и социального развития.

2. Оставайтесь дома как можно дольше.

Структурируйте день так, чтобы аутичные дети как можно больше времени проводили дома. Им нужен отдых от стресса, в гораздо большей степени чем нейротипичным детям. Находясь дома, они могут собраться с силами и зарядиться энергией. Нахождение вне дома, в группе, в общественных местах – все это приводит к истощению у эмоционально чувствительных детей. Если они чувствуют себя изможденными каждый день, то у них просто не останется ресурсов, чтобы сосредоточиться на отношениях с другими людьми.

Дома используйте максимум времени в режиме один взрослый – один аутичный ребенок. Это позволяет взрослому сосредоточиться на спокойствии, уделить внимание настоящему моменту, передать ребенку положительные эмоции. Спокойное, позитивное присутствие предоставит аутичному ребенку возможность пробовать различные эмоции и виды общения, посмотреть на чужую реакцию, участвовать в отношениях, основанных на взаимном обмене.

3. Найдите область, в которой ваш ребенок может быть экспертом.

Аутичные дети обладают удивительной способностью находить то, что им нравится, то, что их интересует, то, что они хотят исследовать. Специалисты часто дают этому негативные названия, например, «навязчивый интерес», но эти области играют огромное значение для аутичных детей. Маленькие дети могут интересоваться водой, дверями, дырками, вентиляторами, стоками, дверями гаражей, ключами, цифрами или каким-то фильмом. В более старшем возрасте дети продолжают находить себе интересы.

Мы, родители, должны превратить эти интересы в «области экспертизы», поощряя эти интересы и исследуя их вместе с ребенком. Когда я говорю об «экспертизе», я не имею в виду, что аутичные дети должны завоевывать медали или становиться профессионалами в какой-то области. Однако эти области – ключ к чему-то более важному. Область экспертизы позволяет детям почувствовать себя в чем-то успешными. Они полностью растворяются в радости от изучения любимой темы, это веселье и учеба одновременно. Они могут стать специалистами в этой области, исследуя, собирая информацию, проводя связи между разными фактами или находя закономерности. Когда они овладеют этой областью, это придаст им уверенность в себе, у них появится причина для чувства гордости и компетентности. Эта уверенность в себе защищает аутичных детей от негативных посланий окружающих, более того, она становится отправной точкой в отношениях и общении.

Используйте область, в которой ребенок может быть экспертом, для общения с вашим ребенком и другими людьми. Одна из областей экспертизы Джека – машины и их модели. Мы вместе рассматриваем машины, смотрим фотографии и видео, коллекционируем игрушечные машинки и ключи. Мы говорили с кассиром, мусорщиком, бездомным и почтальоном про их машины и ключи. Когда Джек еще не мог говорить, я задавала вопросы за него.

Кстати о языке, нам трудно открыть область экспертизы для невербальных детей, но это не значит, что у них таких нет. Изучайте разные темы вместе с ними. Невербальные дети все равно могут общаться и устанавливать отношения, связанные с их областями экспертизы. Для этого они могут использовать системы альтернативной коммуникации или вас в качестве переводчика. Им тоже нужны радость, уверенность в себе и такие же возможности для общения с другими, как и у остальных детей.

Как только вы обнаружите области экспертизы ребенка, составьте их список для специалистов, с которыми вы работаете. Скажите специалистам, врачам и педагогам, в какой области ваш ребенок является экспертом. Попросите их говорить об этих областях с ребенком во время следующей сессии терапии или урока. Хвастайтесь познаниями ребенка. Демонстрируйте его знания другим людям, показывайте, какой удивительный у вас ребенок.

Заключение

Аутичные дети – это социальные существа, как и все остальные дети. Однако они отличаются высокой эмоциональной чувствительностью и очень быстро устают в группе и в общественных местах. Правильная окружающая обстановка и контекст позволят им формировать отношения с другими людьми и развивать свои социальные навыки. Сделайте свой дом базой, отношения один на один – контекстом, а области экспертизы – фильтрами содержания, вызывающего стресс у вашего ребенка. Эти три шага создают для ребенка поддерживающую обстановку, которая ему подходит и поддерживает уверенность в себе во время попыток общаться и устанавливать взаимоотношения.

Источник



Источник: http://pro-autizm.ru/category/autizm-u-detei/
Категория: социальная адаптация и поведенческие сложности | Добавил: osobenmir (10.03.2016) | Автор: Бренда Ротман
Просмотров: 464 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0