Главная » Статьи » социальная адаптация и поведенческие сложности

Что не надо делать, приучая аутичного ребёнка к туалету

Летняя пора побуждает многих родителей начать процесс отучения от подгузников, и родители аутичных детей — не исключение. В отличие от Израиля, где лето круглый год, и можно приучать к туалету когда угодно, короткий период лета в северных странах требует максимальной эффективности этого процесса, чтобы аутичный ребенок научился пользоваться туалетом за небольшой промежуток времени. И для того, чтобы это произошло желательно избегать следующих ошибок:

1. Продолжение использования подгузника.

Некоторые родители пытаются приучить ребенка к горшку высаживая его на горшок, при том, что ребенок по-прежнему продолжает носить подгузники. То есть, в определенное время ребенка подводят к горшку, снимают подгузник, усаживают на горшок, и если он не пописал — надевают подгузник снова — до следующего раза. Это самые неэффективные действия, из всех, которые можно только придумать. Аутичные дети — это дети, у которых сложности с восприятием и пониманием социальных последствий. Состояние, когда можно продолжать писать в подгузник, и при этом все происходит также как и раньше, совершенно не способствует пониманию, что вместо подгузника теперь нужно писать в горшок.

Когда же подгузник убирается полностью, и ребенок, находясь в процессе обучения, писает в штаны — в данном случае происходит незамедлительное последствие — ощущение мокроты в штанах, которое раньше отсутствовало. Уписывание в штаны — это такой же компонент в процессе приучения к горшку, как и сам горшок. И поэтому не нужно это предотвращать, наоборот. Ребенок должен почувствовать, что мокрым ходить неприятно, и захотеть альтернативы — писать в горшок.

Отсюда, для того, чтобы процесс приучения к горшку был эффективным, следует надевать на ребенка подгузник только в те часы, когда он спит (ночной и дневной сон), и желательно, уже после того как заснет. Все часы бодрствования желательно чтобы ребенок находился без подгузников, чтобы мог вовремя сходить на горшок, или почувствовать, что значит уписаться.

2. Отсутствие поощрений.

Ребенок с аутизмом редко показывает готовность к приучению к горшку в возрасте 2-3 лет. В большинстве случаев похвала и радость родителей не являются достаточным стимулом для того, чтобы он проявил инициативу и начал проситься на горшок (следует учесть также речевые и коммуникативные дефекты, вследствие которых аутичные дети вообще затрудняются что-либо просить нормативным способом). Отсюда, окружающие должны создать условия, в которых успех ребенка (т.е. писанье в горшок) поощряется особым поощрением, таким, которое отличается от ежеминутной похвалы, аплодисментов и улыбок. Эти социальные поощрения конечно же должны присутствовать, но в то же время, они не являются достаточно различимыми для этих «особенных случаев». Не нужно беспокоиться о том, что ребенок «подсядет» на конфеты или у него будет изжога от глотка любимого апельсинового сока. Следует помнить, чтоприучение к горшку — это процесс временный. Если на начальном этапе использовать мощные поощрения, то ребенок быстрее научится, и таким образом, быстрее можно будет эти поощрения отменить.Поэтому важно выделить для этого процесса несколько самых мотивационных поощрений и предоставлять их ребенку сразу после того, как у него получится пописать на горшок или в унитаз.

3. Наказания за «мокрые штаны»

Некоторые родители пытаются научить ребенка пользоваться горшком с помощью наказаний за уписывания в штаны. Т.е. если ребенок намочил штаны, или написал в неположенном месте, родители могут применять физические наказания, или ставить в угол, или заставлять стирать свою одежду. Чаще всего данные действия не только являются неэффективными и неэтичными, они также тозмозят процесс приучения к горшку, и приводят ребенка к избеганию всего, что связано с туалетом. Пока ребенок не научился писать на горшок (т.е. хотя бы несколько раз в день не пописает в горшок) — использование наказаний не приведет к желаемому результату.

Невозможно убрать поведение «писанья» — это поведение присуще всем. Процесс приучения к горшку является обучением распознавать то МЕСТО ГДЕ можно и желательно писать, а не обучением поведения мочеиспускания. Ввиду того, что многие аутичные дети характеризуются сложностями в различении стимулов, узнавание МЕСТА может произойти не сразу, и с помощью физических наказаний этому поспособствовать нельзя.

Различение стимулов — где писать, а где не писать, может произойти только с помощью поощрений. Если пописал на горшок — получил поощрение, а если пописал не в горшок — поощрения не получил. На более позднем этапе, когда ребенок уже научится
иногда писать в горшок, можно поощрять за «сухие штаны». Т.е. если ребенок не только пописал в горшок, но еще перед этим какое-то время терпел и не писал в штаны, то ему предоставляется поощрение, а если ребенок уписался в штаны незадолго до того, как сходил на горшок — то поощрения не получает.
В процессе приучения к горшку нужно действовать не «кнутом», а только очень сладким и вкусным «пряником» :-)

Отучение от подгузников детей с аутизмом

4. Усаживание силой на горшок.

Некоторые аутичные дети не понимают назначения горшка или унитаза, и могут даже бояться его. Применение силы для того, чтобы посадить ребенка на горшок может еще больше напугать ребенка, и ребенок начнет зажиматься, слишком долго терпеть и избегать туалета.

Вместо использования силы можно использовать жетоны, и научить ребенка сидеть на горшке с помощью жетонов и мотивационных поощрений. Можно начать с того, чтобы попросить ребенка сесть на горшок, даже в одежде, дать ему в руки табличку от жетонов, и вместе наклеить жетоны (5 или 10). Как только все жетоны будут на месте — дать поощрение и позволить встать с горшка. Через несколько минут повторить процедуру. Таким образом тренировать до тех пор, пока ребенок не научится спокойно сидеть на горшке 30-40 секунд, пока не соберет все жетоны. на следующем этапе можно будет учить его сидеть на горшке уже без штанов, а на следующем — писать в горшок. Очень важно не форсировать события, вести себя максимально спокойно, и помочь ребенку понять, что горшок — это еще одно место, где можно спокойно сидеть и радоваться жизни.

5. Неправильное восприятие процесса

Некоторые родители предполагают, что процесс отучения от подгузников — это своего рода проба. «Попробуем… Если получится, то хорошо, а если не получится, то вернем подгузник». Данное восприятие часто приводит к тому, что родители быстро «сдаются». 2-3 дня попыток, кучи мокрых штанов, и усталость приводят к тому, что подгузник возвращается, и обучающий процесс откладывается на следующее лето.Важно помнить, что процесс приучения к горшку — это ПРОЦЕСС. Большинство аутичных детей не отличаются быстрым приобретением навыков, в том числе и навыков личной гигиены. Слишком быстрое возвращение к подгузникам, постоянные пробы и «откаты» приводят к тому, что положение усугубляется. Чем дольше ребенок писает в подгузник, тем больше данное поведение закрепляется, и непоследовательные действия окружающих мешают ребенку научиться. Отсюда, нужно дать ребенку время овладеть этим навыком, постоянно отслеживать прогресс с помощью записей*, действовать как можно более последовательно и использовать мотивационные поощрения для того, чтобы закрепить правильные реакции ребенка.

График приучения к туалету
График приучения к туалету
Количество мочеиспусканий в горшок и в штаны
 


Источник: http://www.fl-life.com.ua/wordpress/archives/tag/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA-%D0%B3%D0
Категория: социальная адаптация и поведенческие сложности | Добавил: osobenmir (01.03.2016)
Просмотров: 132 | Теги: приучение к туалету, бытовые навыки, аутизм, социализация, гигиена | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar