Главная » Статьи » коррекция и обучение

Особенности сенсорного развития и сенсорная терапия для детей с аутизмом.

Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства. Эти чувства предоставляют людям уникальный опыт, и позволяют нам взаимодействовать друг с другом и участвовать в различных событиях. Они помогают нам понимать, что нас окружает, и реагировать на это. Они играют значительную роль в определении того, как мы должны вести себя в той или иной ситуации. Представьте, что произойдет, когда одно или все ваши чувства станут крайне интенсивными или вообще пропадут – обычно такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции. Именно это происходит со многими людьми в спектре аутизма.

Существуют несколько определений аутизма, но они редко описывают, что чувствует человек с аутизмом. Мы узнаем об этом только из личных рассказов самих людей, которые способны на самовыражение и описание своего уникального и зачастую очень болезненного сенсорного мира. Повседневные функции, которые большинство людей воспринимают как должное, для людей с аутизмом могут быть негативным и расстраивающим их опытом. Поведение, характерное для человека с аутизмом, очень часто является непосредственной реакцией на его сенсорный опыт. Если посмотреть с этой точки зрения, то становится совершенно понятно, почему они создают ритуалы или развивают самостимулирующее поведение, такое как вращение на одном месте, стучание или тряска руками – оно позволяет им почувствовать, что они контролируют ситуацию и обрести безопасность в своем уникальном мире.

"Когда у меня сенсорная перегрузка, то я просто отключаюсь; начинается то, что называют фрагментацией… это очень странно, все равно, что пытаться смотреть 40 каналов по телевизору одновременно".

Сенсорная интеграция

Айрес (1979, в Smith Myles et al, 2000) определяет сенсорную интеграцию как "организацию ощущений для дальнейшего использования". Этот процесс включает превращение ощущений в восприятие.

Центральная нервная система (мозг) перерабатывает всю сенсорную информацию, которую посылают различные сенсорные системы организма и помогает организовать, расставить приоритеты и понять эту информацию. Основываясь на этом, она также способна на ответную реакцию: это могут быть мысли, чувства, моторный ответ (поведение) или комбинация всего вышеперечисленного. Во всем нашем организме присутствуют рецепторы, которые реагируют на сенсорные стимулы. Наши руки и стопы содержат больше всего таких рецепторов. В большинстве случаев переработка сенсорной информации происходит автоматически.

Сенсорные системы можно разделить на шесть областей. Трудности в каждой из них из них можно разделить на две части: гипер (высокая) и гипо (низкая) чувствительность. Тем не менее, важно помнить, что отличия/проблемы некоторых людей могут включать гиперчувствительность и гипочувствительность одновременно.

Баланс (вестибулярная система)

Она расположена во внутреннем ухе и предоставляет информацию о положении нашего тела в пространстве и его скорости, направлении и движениях по отношению к действию гравитации. Она является фундаментальной для сохранения баланса и положения тела. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Гипо

- потребность раскачиваться, качаться, вращаться

Гипер

- проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например, с участием в спорте

- проблемы с тем, чтобы остановиться быстро или во время движения

- укачивание в машине

- проблемы с деятельностью, во время которой голова не смотрит прямо или ноги не стоят на земле

Ощущение собственного тела (проприоцептивная система)

Расположенная в мышцах и суставах наша проприоцептивная система сообщает нам, где находится наше тело. Она также информирует нас о том, где находится каждая часть нашего тела, и какие движения она совершает. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Гипо

- чрезмерная близость – человек постоянно встает слишком близко к другим людям/плохо понимает концепцию личного телесного пространства

- проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий

- часто сталкивается с другими людьми.

Гипер

- проблемы с мелкими моторными навыками и манипуляцией маленькими предметами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков)

- двигает все тело, чтобы посмотреть на что-то

Запах (обонятельная система)

Мы ощущаем запах при помощи химических рецепторов в носу, которые сообщают о запахах в нашем окружении. Запах – это чувство, которым часто пренебрегают, и про которое часто забывают. Тем не менее, это первое чувство, на которое мы полагаемся. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Гипо

- некоторые люди вообще не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь

- некоторые люди могут лизать вещи

Гипер

- повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи

- проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом

- неприязнь к людям, которые используют духи, шампуни с сильным запахом и т. п.

"Запахи собак, кошек, дезодорантов и лосьонов после бритья так сильны для меня, что я совершенно не могу их выносить, духи сводят меня с ума", - Gillingham, G. (1995). p. 60

Зрение (зрительная система)

Расположенное на сетчатке наших глаз и реагирующее на свет, наше зрение помогает нам различать предметы, людей, цвета, контраст и расположение в пространстве. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Гипо

- могут воспринимать предметы как более темные, чем на самом деле, плохо распознают линии и очертания предметов

- некоторые могут концентрироваться на периферическом зрении, потому что зрение в центре кажется размытым; другие говорят, что предметы в центре зрения выглядят преувеличенными, а предметы на периферии – размытыми

- проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть

Гипер

- случаи искаженного зрительного восприятия, кажется, что предметы и яркий свет "скачут" вокруг

- фрагментация зрительных образов вследствие слишком большого количества источников

- фокусирование на мелких деталях (например, песчинках) кажется более приятным, чем рассматривание картины в целом

"… она была миссис Марек с лицом, на котором плясал безумный свет, превращая ее скорее в мультяшного персонажа, чем в человеческое существо. Добро пожаловать в город мультиков… Я приглашаю вас в камеру пыток, которую я называю своей кухней, познакомьтесь с моей женой – мультфильмом 3D", - Gillingham, G. (1995). p. 51

Слух (слуховая система)

Расположенная во внутреннем ухе, эта система информирует нас о звуках в окружающем мире. Это наиболее широко известный аспект сенсорных нарушений. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Гипо

- только одно ухо слышит звуки, другое ухо слышит только частично или вообще не слышит

- человек не распознает определенные звуки

- наслаждается шумными местами, кухнями, специально стучит дверью или предметами

Гипер

- громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные

- неспособность "отключаться" от окружающего шума – трудности с концентрацией

- у некоторых пониженный порог слышимости, что делает их крайне чувствительными к слуховой стимуляции, например, они могут прекрасно расслышать разговор на большом расстоянии
Подобные слуховые ограничения могут непосредственно влиять на способность к коммуникации, а также сохранение баланса.

"Вы слышите шум в своей голове? Он колотит и верещит. Как будто поезд едет прямо в ваши уши", - Powell, J. (1995, по Gillingham, G. 1995) p. 41

Прикосновение (тактильная система)

Расположенная в коже, самом большом органе тела, эта система распознает прикосновения, виды давления, уровень боли и помогает различать температуру (горячо или холодно).

Прикосновения являются значимым компонентом социального развития. Они помогают нам оценить окружающую среду, в которой мы находимся, и помогают нам реагировать соответственно. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Гипо

- сильно сжимает других людей

- очень высокий порог боли – плохо чувствует температуру/боль

- практикует самоповреждения (членовредительство)

- получает удовольствие, если на нем лежат тяжелые вещи

Гипер

- прикосновения могут быть болезненными или дискомфортными, часто это приводит к полному избеганию любых прикосновений, что может оказать разрушительное влияние на отношения с другими людьми

- не любит надевать что-либо на руки или стопы

- проблемы с расчесыванием и мытьем головы

- предпочитает строго определенные виды одежды или ткани

"Каждый раз, когда ко мне прикасаются, мне больно; кажется, что все мое тело охватывает огонь", - Gillingham, G. (1995). p. 3

Вкус (вкусовая система)

С помощью химических рецепторов в языке эта система сообщает нам о различных вкусах – сладком, кислом, горьком, соленом и остром. Люди часто начинают сильно ограничивать себя в питании, если их вкусовые сосочки слишком чувствительны. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Гипо

- любит очень острую еду

- ест буквально все – землю, траву, ткань.

Гипер

- некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые
- определенная структура еды вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только совсем мягкую еду, например, картофельное пюре или мороженое

Дополнительные сенсорные трудности

Синестезия

Это редкое состояние, не связанное с аутизмом, однако некоторые люди аутичного спектра сообщают о подобном опыте. Синестезия означает, что происходит путаница между различными сенсорными каналами информации. Сенсорный опыт из одной системы обрабатывается другой системой. Например, человек слышит звук (слуховая система), но в результате видит цвет (зрительная система).

Возможные стратегии

Лучшее понимание сенсорного мира людей аутичного спектра позволяет помочь им в создании более комфортабельной окружающей среды.

Ниже представлены идеи и стратегии, которые, как можно надеяться, помогут создать более комфортную окружающую среду для человека аутичного спектра, чтобы избежать сенсорных перегрузок.

Общие пункты, о которых необходимо помнить:

Анализируйте ситуацию

Помните, что причиной той или иной проблемы может быть сенсорная дисфункция, и всегда изучайте окружающую среду.

Проявляйте творческий подход

Используйте свое воображение, чтобы придумать позитивный сенсорный опыт и/или стратегии.

Готовьтесь заранее

Всегда предупреждайте о возможных сенсорных стимулах, с которыми люди могут столкнуться, например, о громких людных местах.

Сенсорная интеграционная терапия

Сенсорная интеграционная терапия включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Цель этой терапии – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой. Делакато (1974), который первым разработал концепцию сенсорной интеграционной терапии, сфокусировал терапию на пяти ключевых сенсорных системах – зрительной, вкусовой, обонятельной, слуховой и тактильной. Сегодня оккупационные психотерапевты продолжают работать в этих областях, но они также учитывают вестибулярную и проприоцептивную систему во время создания и планирования режима занятий для конкретного человека.

Идеи для вестибулярной системы

Гипо

- поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки

Гипер

- разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии или поощрения

Идеи для проприоцептивной системы

Гипо

- размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще

- обозначайте границы с помощью яркого скотча на полу

- прививайте правило "вытянутой руки" для других людей

Гипер

- любой вид рукоделия

- макраме

Идеи для обонятельной системы

Гипо

- применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов

Гипер

- использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей

Идеи для зрительной системы

Гипо

- увеличивайте применение визуальной стимуляции

Гипер

- избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы

- солнцезащитные очки

- создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам

- используйте непроницаемые шторы

Идеи для слуховой системы

Тренинг по слуховой интеграции

В начале 1980-х годов доктор Гай Берард разработал аппарат, который тестирует и тренирует слуховую систему. Согласно этому подходу поведение является следствием проблем со слуховой системой. Представляя и меняя различные звуки аппарат может использовать слуховые фильтры и увеличивать громкость, не вызывая дискомфорта. Цель состоит в том, чтобы натренировать слуховую систему и сбалансировать ее. Исследования этого подхода крайне ограничены.

Музыкальная терапия

Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

Гипер

- закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки

- готовьте человека к тому, что придется посетить шумное или людное место

- беруши

- аудиоплеер

- создание огороженного рабочего места

Гипо

- сопровождайте вербальную информацию визуальными подсказками

Идеи для тактильной системы

Гипо

- тяжелые одеяла

- спальные мешки

Гипер

- всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди

- помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими

- постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами

- учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)

Примеры проблем

Проблема – возможная сенсорная причина - идеи

- Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.

- Жует все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).

- Отказывается носить определенную одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.

- Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете не просвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.

- Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.

Представленный выше материал - перевод текста "The sensory world of autism".



Источник: http://www.aspergers.ru/node/56
Категория: коррекция и обучение | Добавил: osobenmir (21.02.2016)
Просмотров: 2583 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0